Как оперируют грыжи и почему опасно затягивать с лечением - Рассказывает врач-хирург Валентин Шевченко
«Орган умирает за два часа». Как оперируют грыжи и почему опасно затягивать с лечением?
Некоторые годами терпят дискомфорт, пока грыжа продолжает увеличиваться в размерах
Грыжи передней брюшной стенки — довольно распространенный недуг среди взрослых людей. Многим даже само название этой патологии кажется не очень-то и опасным. Но это обманчивое впечатление, предупреждает хирург сети клиник Добрый Доктор Валентин Шевченко. По его словам, в запущенных случаях это «бомба замедленного действия». И если пациент слишком долго затягивает с операцией, в один момент он может оказаться на хирургическом столе уже в экстренном порядке, когда счет идет на минуты.
О том, почему операция — единственный способ вылечить грыжу и как их сегодня удаляют, - в нашем материале.
Как часто пациенты приходят с грыжами передней брюшной стенки и от чего эта патология возникает?
– Проблема очень частая, я бы даже сказал, каждодневная. Обращаются люди любого возраста и пола.
Причин много. У нас на передней брюшной стенке изначально есть слабые места, где проходят важные анатомические структуры:
- пупочное кольцо,
- белая линия живота,
- паховые кольца,
- спигелиева линия.
Это основные локализации грыж. Если говорить по-простому: где тонко, там и рвется.
Плюс, мы можем дополнительно провоцировать формирование грыжи. В группе риска:
- люди с ожирением,
- те, кто занимается тяжелым физическим трудом или силовым спортом,
- у женщин серьезный фактор риска — роды,
- есть еще и дисплазия соединительной ткани — наследственный дефект, который в разы увеличивает вероятность.
В общем, от грыжи никто не застрахован.
Почему грыжи намного опаснее, чем кажутся?
– Во-первых, если грыжу не лечить, она продолжит увеличиваться и может достигнуть гигантских размеров.
Но это не самое страшное. Нужно понимать, что внутри грыжевого мешка, как правило, находится какой-либо внутренний орган: кишка, сальник, мочевой пузырь.
Первое возможное осложнение — непроходимость в грыжевом мешке. В этом случае угрожающее жизни состояние развивается довольно долго. Второе — ущемление грыжи. Грыжевые ворота, через которую она выходит, резко сокращаются, орган лишается кровоснабжения и начинает погибать. Как правило, полностью он отмирает за два часа, если не успеть прооперировать. Это уже развитие перитонита с прямой угрозой жизни.
Но даже если успеть оказать помощь, это будет большая полостная операция, а часть кишечника удалят. Очень тяжелые пациенты. Я, когда начинал свой путь хирурга, работал в дежурном отделении, оперировал таких больных, поэтому знаю, о чем говорю.
Как пациенты с запущенными случаями объясняют вам, почему годами не обращались к врачу?
– Не только годами — иногда десятилетиями терпят. Ответа обычно нет, да и ждать его нет смысла.
Порой это пациенты из далеких деревень, где вовсе нет доступа к медицине. Но есть и те, кто просто боится операции. Страх хирургического вмешательства — это нормально. Любой адекватный человек в какой-то степени будет бояться, я и сам проходил через это в качестве пациента.
Боятся осложнений, которые могут возникать после любой операции, боятся анестезии. Но на консультациях мы все это проговариваем с пациентами и подробно разъясняем, после чего сомнений становится меньше. Главное — прийти на эту консультацию.
Есть ли способ избавиться от грыжи без операции?
– Такого способа не существует. Лечение грыж — это только операция. Единственное исключение — детишки, у которых пупочная грыжа может сама исчезнуть до восьми лет. У взрослых грыжа не исчезает никогда, ее обязательно надо оперировать.
Что это за операции и как вы их проводите?
– Видов операций много — все зависит от локализации грыжи и ее размеров. Мы работаем строго в соответствии с клиническими рекомендациями Минздрава — это золотые стандарты по каждому виду грыжи.
Что общего во всех вариантах — практически всегда после иссечения грыжевого мешка и вправления органов ставится эндопротез. Это полипропиленовая сетка. Раньше, когда их еще не было, дефекты просто зашивались. Из-за этого был высокий процент рецидивов, грыжи появлялись снова. Рубцовая ткань, которая формируется после операции, неполноценна. Это как бетонная стена без арматуры, которая рассыпется при первом же ударе молотком. Сетка — это та самая арматура. Вокруг нее формируется полноценный рубец, и рецидив практически исключен. Пациент этот имплант не чувствует.
Как проходит подготовка к операции?
– Конкретной подготовки нет, только обязательное обследование перед анестезией. Как правило, хирургическое вмешательство проводится под спинальной анестезией или наркозом. Пациент приходит на голодный желудок, обследованный, и мы его в этот же день оперируем.
После этого он несколько дней лежит в стационаре — в среднем, три дня. Но ходить человек начинает уже с первого дня. Дальше амбулаторный этап — приходит к нам на перевязки. Примерно на десятый день мы снимаем швы.
Почему повторные грыжи все же иногда случаются?
– При дисплазии соединительных тканей, которую я упоминал, риск грыжи в другом месте сохраняется — от нас тут ничего не зависит. Бывает, прооперировали паховую грыжу слева, а через два года пациент приходит уже с паховой грыжей с права. Прооперируем, а еще через два года он приходит с уже с пупочной грыжей.
В любом случае, очень важно, в какие руки попадает пациент. Хирург, оперирующий грыжи, должен прекрасно знать анатомию, чтобы ошибки не привели к осложнениям.
Но все не только в наших руках. Успешная операция — это сначала ответственность хирурга, а потом — ответственность пациента, который должен строго соблюдать все рекомендации. Конечно, человек после удаления грыжи может жить обычной жизнью, но тяжести в течение двух месяцев поднимать нельзя. Рубцов еще нет — все держится на хирургических нитях. Если хоть одна порвется, сетка может сместиться, и возникнет рецидив.
Так что от пациента тоже многое зависит в его лечении.
Главное — не откладывать визит к врачу. Чем раньше обнаружена грыжа и проведена операция, тем быстрее и легче восстановление.